Свет, отраженный от поверхности земли, а также от отдельных предметов оказывает заметное влияние на освещенность и контрастность естественного освещения, а также на его спектральный состав. Он увеличивает освещенность в тенях предметов и в зависимости от цветности поверхности изменяет цветовую температуру освещения.
В связи с тем, что яркость света и его спектральный состав при съемке на открытом воздухе не постоянны, съемка на улице является одним из наиболее трудных видов работ.
При съемке черно-белого и цветного фотопортрета при естественном освещении, как и в фотопавильоне может быть применено тональное и светотеневое естественное освещение. Тональное решение снимка может быть выполнено при облачной пасмурной погоде, при густой дымке или тумане, В связи с тем, что при рассеянном освещении получается плоское маловыразительное изображение, портретную съемку чаще всего проводят при освещении объекта направленным солнечным светом. При таком освещении лучше выявляются пластические формы, объем и фактура кожи лица портретируемого, цвет в цветном фотопортрете получается более насыщенным. Обычно в таких случаях источником рисующего света является солнце. Подсветку теней в этом случае осуществляют с помощью отражающих экранов, иногда электроосветительных приборов или импульсных ламп.
Для снижения контрастности естественного освещения при портретной съемке вместе с отражающими экранами используют полупрозрачные рассеиватели света (диффузоры), которые располагают таким образом, чтобы направленный свет солнца, проходя через них, рассеивался и освещал объект съемки.
В некоторых случаях снимают объекты, освещенные солнцем сзади (против света). При этом солнечный свет выполняет роль контрового света. В качестве основного рисующего света применяют отражательные подсветки.
При такой съемке наиболее благоприятные условия по спектральному составу и подсветке теней создаются при кучевой облачности, отражающей в значительной степени солнечный свет.
От цветных предметов, окружающих объекты съемки, нередко возникают отражения (рефлексы) света, оказывающие вредное влияние на качество цветопередачи. Особенно часты рефлексы синего и зеленого цветов, возникающие от синего неба и зеленой растительности. Если во время съемки избежать рефлекса не удается, то при печати рекомендуется включать в кадр часть рефлектирующей поверхности, что частично оправдает указанный недостаток.
При пейзажной, технической и некоторых других видах съемки все объекты должны быть переданы на снимке резкими, т. е. должны находиться в панфокусе. Наводку на резкость при съемке осуществляют по основному объекту или устанавливают объектив на гиперфокальное расстояние. В зависимости от необходимости получить ту или иную глубину резко изображаемого пространства фотообъектив диафрагмируют по показаниям шкалы глубины резкости или по таблицам.