Глубина резкости

 Глубина резкости – это расстояние приемлемо резкого изображения впереди и позади той точки, на которую вы наводите на резкость. Большинство фотографов располагают базовым пониманием глубины резкости фото, однако если вы хотите овладеть многими из технических методик, описанных на сайте, очень важно знать, как уметь контролировать глубину резкости и творчески использовать ее. С такой проблемой может столкнуться свадебный фотограф, которому приходится фотографировать людей с разных ракурсов.

 КАК ЭТО СДЕЛАТЬ

Установка диафрагмы

Малые отверстия диафрагмы, такие как f/11 и f/16, позволяют получить большую глубину резкости, чем при больших отверстиях диафрагмы, таких как f/2,8 и f/4. По мере того как вы будете увеличивать отверстие диафрагмы объектива – глубина резкости будет уменьшаться, и наоборот.

Фокусное расстояние объектива

По мере того как длина фокусного расстояния увеличивается, глубина резкости уменьшается, и наоборот. Широкоугольный 28-мм объектив, установленный на f/16, даст гораздо большую глубину резкости, чем 200-мм объектив, установленный на f/16.

Расстояние до резкого объекта

Чем дальше от камеры точка наведения на резкость, тем большая глубина резкости при любой диафрагме объектива или фокусном расстоянии будет достигнута. Так, например, объектив 50-мм с установкой f/16 даст большую глубину резкости, если будет наведен на точку в 10 м от него, нежели на точку в 1 м от камеры.

Учитывая эти факторы, используйте широкоугольный объектив и устанавливайте f/11 или f/16, в то время как для минимальной глубины резкости пользуйтесь телеобъективом с установленным отверстием диафрагмы, таким как f/2,8 или f/4.

Знать о том, какие факторы влияют на глубину резкости, неплохо, но вы и сами должны оценивать ситуацию с некоторой степенью точности.

Если вы собираетесь сделать снимок объективом, в котором установлена открытая диафрагма, то, что изображено в видоискателе, вы получите в окончательном варианте, поскольку все объективы выставляются на открытую диафрагму.

Если вы используете меньшее отверстие диафрагмы, вы можете грубо оценить глубину резкости фото. Это помогает установить отверстие диафрагмы на тот параметр, на который она запрограммирована, а потому вы сможете сообразить, какие компоненты изображения на вашем снимке будут резкими, а какие окажутся вне фокуса. Единственная проблема состоит в том, что при отверстиях диафрагмы, таких как f/11, f/16 и f/22, картинка видоискателя будет очень темной, когда вы воспользуетесь функцией предварительного просмотра глубины резкости, так что вам будет непросто судить о том, что у вас получится.

В подобных ситуациях используйте шкалу глубины резкости на оправе объектива, чтобы проверить ближнюю и дальнюю точки резкого изображения. Шкала нанесена с обеих сторон от красной риски на объективе.

После наведения на резкость взгляните на шкалу, чтобы увидеть, какие расстояния окажутся напротив соответствующей величины f/число. Таким образом, вы сможете увидеть самую ближнюю и самую дальнюю точки резкого изображения при данном отверстии диафрагмы.

Оценка глубины резкости с использованием шкалы поможет вам сообразить, что слишком большая часть композиции оказывается в зоне резкого изображения, в связи с чем большее отверстие диафрагмы позволит вам установить меньшую глубину резкости. Однако более вероятный сценарий будет состоять в том, что у вас окажется недостаточно глубины резкости даже с объективом, установленным на диафрагму с самым маленьким отверстием, так что вся сцена не поместится в зону резкого изображения. Так чаще всего бывает, когда вы пользуетесь широкоугольникми при съемке пейзажей.

Если дело обстоит именно так, воспользуйтесь гиперфокальной фокусировкой, благодаря которой вы сможете максимально увеличить глубину резкости. Для этого наведите резкость на бесконечность, затем проверьте глубину резкости, чтобы посмотреть, какая ближайшая точка резкого изображения будет соответствовать данному отверстию диафрагмы. Это – гиперфокальное расстояние. Затем наведите на резкость на это расстояние. После этого глубина резкости будет охватывать пространство от половины гиперфокального расстояния до бесконечности. После освоения этих технических приемов вы можете творчески подойти к этому процессу. Например, если вы снимаете пейзаж и непосредственно передний план или отдаленный задний план выходит размытым из-за недостатка глубины резкости, ваша работа пойдет насмарку. Точно так же, если глубина чересчур велика, отвлекающие элементы будут слишком бросаться в глаза, сбивая зрителя с толку и уводя его в сторону от главного сюжета; чаще всего это происходит, когда портреты создаются на фоне с мелкими деталями.

            ПОДСКАЗКИ

• Проверять шкалу глубины резкости на своем объективе нужно перед тем, как щелкнуть затвором, благодаря чему вы сможете четко увидеть, что будет резким, а что окажется размытым.

• Некоторые SLR серии Canon EOS располагают режимом глубины резкости. Эта характеристика позволяет четко обозначить ту область композиции, которую вы желаете получить резкой. Затем камера выберет необходимую диафрагму и расстояние фокусировки, которое поможет вам достичь требуемой глубины резкости.

• Глубина резкости уходит приблизительно на расстояние в два раза большее позади резкого объекта по сравнению с расстоянием перед резким объектом.